СИМВОЛИЧЕСКИЙ ДАРООБМЕН В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАРУБЕЖНОГО ТУРИЗМА)
А.Д. Попов, к.и.н., научный сотрудник ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», popalex79@mail.ru
Аннотация
В статье охарактеризованы практики дарения и дарообмена, происходившие во время путешествий советских туристов за границу во второй половине 1950-х – 1980-е гг. Автор приходит к выводу, что при организации зарубежного (выездного) туризма в СССР вопросы подбора, вручения и приема подарков были регламентированы таким образом, что использовать их в интересах советской культурной дипломатии. Активная деятельность по вручению/обмену сувениров-подарков советскими туристами за рубежом (особенно в капиталистических и развивающихся странах), должна была способствовать реализации стратегии «культурного наступления» СССР, а также укреплению символического единства стран «социалистического содружества». Однако в реальности такие сценарии далеко не всегда были эффективны с идеологической точки зрения. Во многих случаях на первый план выступало утилитарное значение подарка или его использование в качестве безденежного эквивалента «чаевых».
Ключевые слова: культурная дипломатия, публичная дипломатия, зарубежный туризм, подарок, сувенир, ритуал, холодная война, СССР.
Попов А.Д. Символический дарообмен в советской культурной дипломатии периода холодной войны (на материале зарубежного туризма) // Управление в современных системах. 2017. № 4(15). С. 10-16.
SYMBOLICAL GIFT EXCHANGE IN THE SOVIET CULTURAL DIPLOMACY OF THE COLD WAR PERIOD (ON MATERIALS OF FOREIGN TOURISM)
A.D. Popov, Ph.D., researcher South Ural State University (National Research University), popalex79@mail.ru
Abstract
In the article the author characterized practices of donation and gift exchanges, taking place during the traveling of the Soviet tourists abroad in the second half of the 1950th – the 1980th. The author comes to the conclusion that at the organization of foreign (exit) tourism in the USSR questions of selection, delivery and reception of gifts have been regulated in such a way that to use them for the benefit of the Soviet cultural diplomacy. Active work of delivery/exchange of souvenir gifts of the Soviet tourists abroad (especially in capitalist and developing countries), had to promote strategy realization of «cultural approach» of the USSR and also strengthening of symbolical unity of the countries of «the socialist commonwealth». However in reality such scenarios weren’t always effective from the ideological point of view. In many cases into the forefront the utilitarian value of a gift or its use as an impecunious equivalent of «tips» acted.
Keywords: cultural diplomacy, public diplomacy, foreign tourism, gift, souvenir, ritual, Cold War, USSR