ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: СТАНДАРТЫ И КОМПЕТЕНЦИИ
Елфимова О.С., ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», e-mail: o.s.elfimova@utmn.ru
Воронцова А.В., ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», e-mail: a.v.voroncova@utmn.ru
Вакорина Е.А., ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», e-mail: e.a.vakorina@utmn.ru
Аннотация
В статье рассматривается процесс актуализации образовательной программы подготовки студентов в сфере таможенного дела с учетом стратегических трендов развития таможенной службы и эволюции Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Обозначены проблемы увязки требований профессиональных и ФГОС ВО. Выполнен сравнительный анализ основных образовательных программ ряда вузов, реализующих подготовку специалистов таможенного дела, приведены примеры выбора профессиональных стандартов, позволяющих формировать необходимые компетенции выпускников для осуществления профессиональной деятельности.
Ключевые слова: таможенное дело, профессиональные компетенции, ФГОС ВО, профессиональные стандарты, основная образовательная программа.
Для цитирования: Елфимова О.С., Воронцова А.В., Вакорина Е.А. Опыт разработки основной образовательной программы подготовки специалистов таможенного дела: стандарты и компетенции // Управление в современных системах. 2025. № 2. С. 85-91. DOI: 10.24412/2311-1313-46-85-91
EXPERIENCE IN DEVELOPING A BASIC EDUCATIONAL PROGRAM FOR TRAINING CUSTOMS SPECIALISTS: STANDARDS AND COMPETENCIES
Elfimova O.S., Tyumen State University
Vorontsova A.V., Tyumen State University
Vakorina E.A., Tyumen State University
Abstract
The article examines the process of updating the educational program for students in the field of customs, considering the strategic trends in the development of the customs service and the evolution of the Federal State Educational Standard of Higher Education (FGOS HE). The problems of linking the requirements of professional and FGOS HE are outlined. A comparative analysis of the main educational programs of a few universities that train customs specialists has been performed, and examples of choosing professional standards that allow graduates to form the necessary competencies for their professional activities have been given.
Keywords: customs, professional competencies, Federal State Educational Standard for Higher Professional Education, professional standards, basic educational program.